Обзор изменений от «14» июля 2022 года, внесенных в закон, регулирующий деятельность операторов инвестиционных платформ
«14» июля 2022 года был официально опубликован Федеральный закон от 14.07.2022 № 331-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 5.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», статьей 4 которого внесены изменения в Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также Закон № 259-ФЗ) – базовый нормативно-правовой акт, регулирующий деятельность операторов инвестиционных платформ (далее также Операторы).
Новые нормы не вносят существенных изменений в работу Операторов, не требуют принятия каких-либо дополнительных организационных или финансовых решений, и направлены скорее на сбалансирование отношений с Операторами как со стороны участников инвестплатформ, так и со стороны регулятора в лице Банка России. Рассмотрим введенные новеллы подробнее.
Первое. Правила инвестиционной платформы (основной внутренний документ Оператора), новые редакции правил, отдельно вносимые изменения и дополнения отнесены к числу документов, которые должны проходить специальную процедуру предварительного согласования с Банком России. Соответствующее требование вступает в силу с 15.07.2023 и, исходя из содержания новой редакции статьи 4 Закона № 259-ФЗ, которая дополнена частями 6 – 10, получит развитие в неком новом подзаконном нормативном акте Банка России, в котором будет описан порядок такого согласования с учетом новых требований Закона № 259-ФЗ.
Вместе с тем, рассматриваемый Федеральный закон от 14.07.2022 № 331-ФЗ отдельно указывает также на то, что с 14.07.2024 договоры инвестирования могут быть заключены только на инвестиционной платформе, правила которой согласованы с Банком России (пункт 5 статьи 8), таким образом, до указанной даты, но не ранее вступления в силу специального нормативного акта Банка России, всем Операторам будет необходимо разработать и согласовать с Банком России новые редакции своих правил либо фактически приостановить деятельность Оператора после 14.07.2024, до получения согласования своих правил.
Второе. Расширен перечень случаев, когда по указанию Оператора по его номинальному счету, открытому для осуществления соответствующей деятельности, могут совершаться операции с имеющимися на нем денежными средствами (часть 10 статьи 13 Закона № 259-ФЗ), а именно, перечень дополнен следующими случаями:
— денежные средства ошибочно поступили на номинальный счет – подлежат возврату на банковский счет лица, с которого указанные средства поступили;
— необходимость перечисления денежных средств инвесторов на другой номинальный счет, если для осуществления своей деятельности Оператору были открыты два и более номинальных счета (например, если номинальный счет, на котором имеются денежные средства инвесторов, подлежит закрытию в соответствии с условиями договора банковского счета – прим.автора).
Третье. По номинальному счету также могут совершаться операции с денежными средствами самого Оператора для их перечисления на банковские счета инвесторов в случаях, предусмотренных правилами инвестплатформы, и здесь же стоит отдельно обратить внимание на изменения формулировки одного из случаев рассматриваемого перечня, а именно, на замену в пункте 1 части 10 статьи 13 Закона № 259-ФЗ слова «инвесторов» словом «бенефициаров».
Данные изменения вызваны, прежде всего, новой возможностью Оператора, установленной в статье 9.1 Закона № 259-ФЗ, выступать в качестве одного из бенефициаров по своему номинальному счету,
в отношении денежных средств, причитающихся Оператору в качестве платы за свои услуги, оказываемые участникам инвестплатформы (т.е. оплата услуг Оператора может перечисляться отдельно от перечисления средств в целях инвестирования – прим.автора)
и в отношении денежных средств, поступивших во исполнение обязательств по договору инвестирования, являющемуся договором займа, в случае уступки ему прав требования по такому договору.
Четвертое. Контрольно-надзорные функции Банка России дополнены полномочиями по направлению Операторам обязательных для исполнения предписаний и запросов о представлении документов (информации), а также с 11.01.2023 полномочиями по ограничению (полностью или частично) оказания Оператором своих услуг участникам инвестплатформы и (или) по понуждению Оператора осуществить замену его единоличного исполнительного органа, в случае нарушения Оператором положений законодательства и (или) его собственных правил.
Пятое. Внесены дополнения, максимально ограничивающие использование утилитарного цифрового права в качестве средства платежа (часть 15 статьи 8 Закона № 259-ФЗ), а также обязывающие Оператора обеспечить невозможность технического внесения или изменения пользователем инвестплатформы информации о возникновении, переходе и прекращении утилитарных цифровых прав при совершении сделок с ними (часть 10 статьи 10 Закона № 259-ФЗ). Целью таких дополнений является «повышение инвестиционной привлекательности использования цифровых прав бизнесом» (см. пояснительную записку к проекту рассматриваемого федерального закона – https://sozd.duma.gov.ru/bill/138674-8).
Таким образом, внесенные изменения направлены на совершенствование механизма работы инвестиционных платформ, упорядочивают взаимоотношения Операторов и Банка России, а также предоставляют дополнительные гарантии инвесторам и лицам, привлекающим инвестиции, по защите их прав и законных интересов, однако, наш взгляд, все же не устраняют ряд пробелов, ограничивающих деятельность Операторов и возможности инвестирования с помощью инвестплатформ.
Во-первых, следует обратить внимание на вступившее в силу с «14» июля 2022 года повешение порога обязательного контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ до 1 млн. рублей (ранее – 600 тысяч рублей) по операциям, указанным в пунктах 1 и 1.6 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», что не нашло своего отражения в изменениях к Закону № 259-ФЗ, который, свою очередь, ограничивает физическое лицо в инвестировании в течение 1 календарного года денежных средств суммой, не превышающей 600 тысяч рублей. Полагая очевидной взаимосвязь между двумя названными законами в части соответствующих ограничений, считаем, что ограничение физических лиц в инвестировании с помощью инвестплатформ также следовало повысить до 1 млн. рублей.
Во-вторых, по нашему мнению, Закон № 259-ФЗ не позволяет однозначно толковать требования, касающиеся срока перечисления на банковский счет лица, привлекающего инвестиции, денежных средств инвесторов, находящихся на номинальном счете Оператора и предназначенных для инвестирования. Законом № 259-ФЗ в части 8 статьи 13 определено, что этот срок устанавливается правилами инвестиционной платформы, но не может превышать три рабочих дня со дня прекращения действия инвестиционного предложения, в связи с чем допускается возможность перечисления указанных денежных средств, например, непосредственно по окончании периода их «охлаждения» (5 рабочих дней со дня акцептирования инвестпредложения) и ранее дня прекращения действия инвестпредложения.
Вместе с тем, положения части 2 статьи 13 Закона № 259-ФЗ, устанавливающие, что инвестиционное предложение лица, привлекающего инвестиции, должно содержать все существенные условия договора инвестирования, очевидно, указывают на то, что вне зависимости от способа инвестирования, на основании одного инвестиционного предложения может быть заключен только один договор инвестирования, в том числе договор инвестирования со множественностью лиц на стороне кредитора (инвесторов), что, таким образом, не должно приводить к ситуации неединовременного причисления денежных средств инвесторов (если их 2 и более), принявших одно инвестиционное предложение, и к заключению нескольких договоров инвестирования на основании одного инвестиционного предложения. Однако даже такой вывод не отвечает на вопрос, вправе ли Оператор досрочно (до прекращения действия инвестиционного предложения) перечислить денежных средств инвесторов (или одного инвестора), в случае, когда они акцептировали инвестпредложение на сумму меньше, чем максимальный объем денежных средств, указанный в нем.
В-третьих, Закон № 259-ФЗ не содержит положений, позволяющих лицу, привлекающему инвестиции, вносить изменения в существенные условия договора инвестирования, указанные в инвестиционном предложении, в том числе по сроку действия инвестиционного предложения, тогда как Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» предусматривает право эмитента внести изменения в документ, содержащий условия размещения эмиссионных ценных бумаг (ДСУР).
Таким образом, поскольку ДСУР относится к информации об инвестиционном предложении и является его частью (часть 5 статьи 15 Закона № 259-ФЗ), в ситуации, когда регистрирующая организация принимает решение о регистрации изменений в ДСУР, соответствующие изменения должны быть внесены и в содержание инвестиционного предложения во избежание нарушения прав эмитента и инвесторов.
Полагаем, что вышеуказанные вопросы могли бы быть разрешены в рассматриваемом Федеральном законе от 14.07.2022 № 331-ФЗ, и в виду отсутствия этого остается надеяться на то, что соответствующие изменения в Закон № 259-ФЗ будут иметь место в его следующей редакции, принятие которой, не сомневаемся, произойдет в одной из ближайших сессий Федерального собрания Российской Федерации.
Иван Усватов
специалист Службы корпоративных секретарей АО «Новый регистратор», руководитель отдела корпоративного и юридического сопровождения Нижегородского филиала АО «Новый регистратор»